Иммерсивные спектакли
Первая попытка внести разнообразие в спектакль классического театра отмечена в 1969 году. Лука Ронкони в постановке «Неистовый Роланд» использовал мобильные площадки в разных углах сцены (ею являлась церковь) и свободу передвижения для зрителя (никаких посадочных мест). В процессе представления зрители ходили и выбирали план развития сюжета не свое усмотрение.
Постановка не получила признания – критиковалось и само место постановки (культовое сооружение), и пассивность зрителей. В следующий раз Лука сделал неожиданный ход: зрителям выдавались безликие маски (они используются до сих пор), что позволило человеку чувствовать себя более раскованно. Но на этом режиссер и остановился: публика не была готова к такой интерпретации классического произведения.
К иммерсивности вернулись в 2000 году. Последователь Луки – компания Punchdrunk (Великобритания) – предложил постановку «Войцек» (по Георгу Брюхнеру) в новой трактовке. Критик молчали, большого интереса у зрителя не было, и в 2009 году компания предложила постановку «Sleep No More» (шекспировская «Макбет» в современной обработке). Это был фурор: триллер в стиле Хичкока «порвал» не только представление о классике и возможностях трактовать ее как-то иначе, но и зрительскую аудиторию вместе с привычками критиков-зануд раскладывать все по полочкам в поиске негатива.
С тех пор иммерсивные театральные постановки появились везде, и на каждое представление – независимо от страны – билеты раскупаются заранее.
Иммерсивность или классика: в чем отличия
Иммерсивное представление – это шоу, в котором присутствует чуть-чуть классики (хорошо известные сюжеты или идеи), большое количество разнообразных номеров (пластика, танцы), немного мистики, хорошо продуманные спецэффекты и режиссерские приемы, очень конкретные выводы. Это не привычный квест, когда участник через 30-40 минут задает себе (и, достаточно часто – организаторам) вопрос «где здесь выход – я устал».
Это театр, но только чуть-чуть: но не классическим развлекательным назначением для человека в комфортном кресле, а с задачей максимально погрузить зрителя во все происходящее, дать ему максимум эмоций благодаря непосредственному участию во всем, что происходит вокруг. Зритель живет той же жизнью, что и профессиональный актер – он сам становится актером, и не только задается какими-то вопросами, но и может находить ответы на них, вмешиваться в происходящее и вносить что-то новое, свое даже в конечный результат – в финал. И зрителю в этом помогает правильно оформленная локация.
Локация и глубина погружения в представление
Как достаточно непростой (с точки зрения исполнения) и достаточно дорогостоящий, иммерсивный спектакль требует интереса к себе (большого потока зрителей). Как его добиться, если стоимость билета – высокая, и при выборе между вариантами развлечений многие отдадут предпочтение квесту или классическому театру?
Локация – тот инструмент, который дает не только свободу с точки зрения объемного пространства, но и возможность наблюдать шоу (и участвовать в нем) в каком-то необычном месте (например, в доме-музее, психиатрической лечебнице или полузабытом подземелье), в масштабах большой улицы или целого города. Если еще и есть возможность участвовать в происходящем – давать совет актеру, как/куда стрелять или что именно рисовать, пить с ним вино или кормить пиццей, эмоциям зрителей не будет предела. Вот это действительно будет настоящее и реальное погружение в сюжет постановки, в происходящее.
Что бы вам понравилось и запомнилось больше? Надеть дорогостоящее платье, оседлать комфортное кресло в ложе и наблюдать, как на сцене медведь (рысь, волк, лиса) демонстрируют на пару с артистами результаты длительных тренировок со стороны своих дрессировщиков-режиссеров? Или встретить на улице (в подземелье) этого самого зверя, иметь возможность его погладить или покормить, щелкнуть по носу (если духу хватит). Как вариант – участвовать в постановке с 10-30 такими же активными зрителями, как вы, в поиске кого-то или чего-то вместе с актерами на территории Замоскворечья в привычных джинсах и толстовке, одновременно общаясь с другом/подругой по телефону или покупая бутылку воды?
Иммерсивный театр – это продукт нашего времени, и его постановки рано или поздно увидят все: это именно тот жанр, который соответствует нашей эпохе, и может дать то, чего хочет любой человек – хоть раз в жизни стать настоящим актером, оказаться по ту сторону сцены.
Одним из самых удачных реализованных проектов столицы является иммерсивный театр Москва 2048, который предлагает Клаустрофобия.
Что это за зверь?
Москва 2048: реализация фантастики уже сегодня
Большая Москва, отстроенная после ядерной катастрофы (спасибо гениальным художникам и постановщикам квестам) и 62 участника (12 актеров и 40 зрителей). Сценария, как и запланированного финала, нет: их невозможно как-то создать или предугадать, так как каждый участник может стать как положительным героем (борец с существующим режимом, законопослушный обыватель), так и отрицательным (представитель или главарь преступной группировки, злодей-одиночка с желанием вообще все сравнять с землей или мешающий найти заветный артефакт в заброшенных подземельях бункера).
Большое преимущество представления – возможность пройти множество испытаний для достижения цели, и получить представление о себе, как о человеке (своих способностях), доказать полезность как в игре, так и в реальной жизни.
Недостаток только один: действия происходят в ограниченном пространстве, и подходит не всем.
Вариантов иммерсивных шоу много. От максимально приближенных к классическому театру или увлекательного действа на подготовленной улице, до виртуально-реальных представлений, которые происходят в голове зрителя, когда на протяжении всего спектакля из всех чувств заблокировано самое главное для такой ситуации – зрение (глаза закрыты повязкой, а сюжет рисуется благодаря ощущениям, запахам, звукам).
Главное – определиться: что именно вы хотите получить от иммерсивного театра, какие ощущения. А потом – покупать билет и вливаться в коллектив зрителей-актеров.